Восхождение на Эльбрус. Можно ли дойти без подготовки?

Решение поехать на Эльбрус было довольно спонтанное. Без долгих размышлений, без специальной подготовки, без определенных целей типа «мне во что бы то ни было нужно забраться на вершину» и тд. Но желание выбраться куда-то после карантина, который начал сводить с ума, привело в этот раз в горы. Выбор в это время был небольшой (границы закрыты), а между Сочи, Турцией и Алтаем (основные потоки) в голову и закралась мысль насчет Эльбруса. Понимала, что, по крайней мере, это не банально, плюс там не будет той массовой аудитории, которая обычно присутствует на популярных курортах (хочется сказать «попсовых», ну да ладно, не зарекаюсь:).

Я прилетела в аэропорт Минеральные воды, откуда нас, 7 человек, забрал водитель маршрутки и увез в Приэльбрусье, к первому базовому лагерю на высоту 1750 м. Там нас уже ждали еще 4 человека из нашей группы.

Уютный гестхаус, окруженный горами и спрятавшийся в сосновом лесу, стал домом на несколько дней.

Эльбрус Приэльбрусье

Большинство ребят из нашей группы также приехали поодиночке. Всего нас было 11 человек, 2 девочки (включая меня) и остальные — парни. Удивительно, но с первых же минут знакомства мы все нашли общий язык друг с другом, стали одной большой командой. Задружились, общались постоянно, мне даже некогда было писать эти заметки (обычно в дороге много пишу).

Программа «тура»:

Уже на следующий день после приезда мы вместе с нашим гидом пошли в горы. После в горы до самого восхождения мы ходили каждый день. Ведь это и физподготовка, и акклиматизация. Хочу поделиться программой «тура»:

День 1. Заезд

День 2. Подъем из первого базового лагеря (высота 1750 м) на гору Чегет (высота 3050 м) – запускаем процесс акклиматизации.

День 3 – снова поднимаемся в горы, где доходим до красивого водопада «Девичьи слезы», а также до обсерватории (очень оттуда зрелищные виды).

День 4. Перемещаемся во второй базовый лагерь, на высоту 3850 м. Заселяемся в небольшие горные хижины, обосновавшиеся почти над облаками. В этот же день учимся ходить в «кошках» (специальное приспособление из острых зубцов, которое крепится к обуви, чтобы не скользя передвигаться по снежно-ледовому рельефу).

День 5. Подъем на высоту 4700 м – на скалы Пастухова. Идем туда в «кошках», и это оказалось так тяжело, что вряд ли можно забыть теперь тот денек) Подъем и спуск – по силам одинаково сложно. Но если не пройдешь этот путь (основная репетиция перед восхождением), то про восхождение можно забыть.

День 6. Отдых перед восхождением. А также обучение работы с ледорубом. Ну вот будешь падать с горы, и как сделать так, чтобы помочь себе не свалиться, правильно воткнув ледоруб куда нужно.

День 7. Восхождение. То есть то, ради чего все это. И о нем подробнее.

Восхождение

Мы вышли в 2 ночи в гору. На каждом по две кофты, по 2 куртки, двойные огромные тяжелые ботинки для восхождения, к ним прикреплены ‘кошки’ — неуютные зубчатые железяки, в руках палки, на руках — перчатки и огромные рукавицы до локтя. На лбу фонарик, за плечами — рюкзак, в котором термос с горячим сладким чаем, бутылка колы (так надо) и легкий перекус из сладкого батончика. Да, на высоте нужен сахар, что-то питательное, что не заледенеет (например, баунти можно брать с собой, а сникерс уже нельзя).

Поверх огромного дутого пуховика — страховое снаряжение (веревки).

И вот во всем этом мы выдвигались в гору, которую и видно даже не было в темноте. Все, что видно — это пятки того, кто идет перед тобой, потому что их освещает налобный фонарик.

Как уже писала ранее, в нашей группе было две девочки, одна из которых я. И шли мы с ней в очень плохом темпе, задыхаясь от каждого шага.

Идти без подготовки на Эльбрус — наивно

Сейчас я уже, конечно, понимаю, что идти на Эльбрус без физподготовки, в темпе ‘мы стараемся ползем как можем’, это, мягко говоря, наивно.

Но о выводах позже. Пока же вот реальность, о которой я даже близко не подозревала, что это все вот так будет.

На высоте 5000 метров у Оксаны (вторая девочка) началась «горняшка». Ей стало так дурно, что она не могла больше идти. Падала на колени и повторяла: мне плохо.

Позже я услышу сотни историй о людях, которым стало плохо на высоте чуть выше 5000 метров. Кто-то падал в обрыв, кого-то увозили на вертолете МЧС, кого-то тащили на веревке за собой – сам идти не мог.

После того, как Оксане стало плохо, наш гид сказал: «Спускаемся в лагерь». Да, эта фраза относилась и ко мне тоже, потому как все те, кто шел в нужном темпе, уже ушли сильно вперед. Оксану одну в темноте спускаться с 5000 м никто не отправит, да и ее держать нужно (та самая страховка), и меня вверх одну догонять группу, ушедшую вперед, также никто не отпустил бы. Ждать наверху никто никого не будет — там дикий холод, да и если бы дождались, я бы после опять отстала. А может быть и не дошла бы даже до них (горняшка накрыла бы чуть позже).

До цели оставалось 600 метров…

Казалось бы, до цели осталось 600 м.. но это самые сложные 600 метров.

Конечно, было так плохо от этого, сопли-слезы полились тонной от фразы ‘спускаемся вниз’, но, слава Богу, этого никто не видел. Темно, да и идем друг за другом в ряд.

Только спустя сутки я пойму что произошло. Почему вышло так, а не иначе. Пообщалась с нашими ребятами, которые дошли, и с нашими  гидами, не из принципа, а чисто для понимания насчет себя, были ли шансы.

Я получила логичный ответ, суть которого: готовься! Без подготовки — никак. И это хорошо, что мы стали спускаться с 5000, а не позже, там бы, вероятно, накрыло и кто знает какие могли бы быть последствия.

Дошла бы, если бы Оксанке не стало плохо? Ведь мне же было ок, были силы, горняшка не достигла. Нет, говорят, не дошла бы. Перед самой вершиной все равно бы развернули назад, т.к. важно не только дойти, но и спуститься после самостоятельно вниз.

А вообще гиды сразу видят, кто дойдет, кто нет, а кто «может быть». Перед восхождением мы же каждый день ходили в горы.

Это лишь малая часть того опыта и эмоций, которыми делюсь в этой зарисовке. Я уверена, многие идут на Эльбрус из серии ‘почему бы нет’, без подготовки (пробежек в первую очередь).

И многим может казаться, что подниматься туда — это также как подниматься на любую другую гору. Вот я, например, в обычных кедах поднималась и на 4300 и на 5200. И казалось, на Эльбрус также поднимусь, только уже в теплой одежде, т.к. там снег и холоднее. В итоге — вот такая кардинально разная картина. Кардинально. Эльбрус — это альпинизм, пусть и туристический, а большинство других гор — трекинг, где в горы можно идти без подготовки.

Пишу это, чтобы понимали такие же наивные как я, что восхождение — это не чудо, это не ‘вдруг получится’, это работа над собой еще до поездки. Красивые буклеты с видом на Эльбрус — это реклама, да, набирать группы разной физподготовки — это бизнес. Это тоже надо понимать. Никто не скажет: даже не пробуй. Но задача гидов — вести на вершину, показать путь, подстраховать на этом пути. Все остальное — мы сами. Нянчиться никто не будет. Мысль: я оплатил — ведите!, тут будет неуместна (хотя в начале закрадется), но когда видишь позже всю ситуацию изнутри, какая не простая работа гидов, какой сложный подъем, какая ответственность с обеих сторон, то понимаешь насколько серьезно подобное восхождение. И не все оттуда возвращаются живыми и здоровыми. И что не дойти до вершины – это нормально. Потому что препятствовать восхождению здесь могут несколько причин.

Эльбрус, восхождение
Наша группа

Свободное время после восхождения, или дни 8 и 9

Был еще день 8. Свободное время. Мы просто взяли машину  и ездили по окрестностям. На Кавказе столько мест, что сюда можно возвращаться снова и снова. Мы же съездили на озеро Гижгит, на поляну Нарзанов (минеральные источники), на рынок Чегет и погуляли около горной реки, встретили закат. Это был отличный день для прогулок, наслаждения природой, не спеша и в радость прочувствовать как прекрасен Кавказ.

На следующий день было отправление в Минеральные воды, попрощались с ребятами, у которых был вылет вовремя, а с теми, кому улетать поздно вечером, мы еще также отправились на прогулку в Пятигорск (находится в получасе езды на такси от Минеральных вод).  Не могу что-то  супер восхитительное сказать про этот город, приятный, милый, но довольно советский, больше для наших родителей. Городок, куда отправляли рабочих со всего союза в санатории, которых там много.

Итого

Чем для меня стала эта поездка. Я ее точно никогда не забуду и буду вспоминать часто, т.к. это был 100% вызов и для тела, и для мозгов. Это 100% открытие для себя новых границ. Ходить в кошках, в альпинистских ботинках, подниматься с фонариком ночью на высоту в 5000 м по заледеневшему снегу, потом также спускаться по нему (что совсем не проще), жить в хижинах на высоте почти 4000 м и тд.

Это было настолько не банально, ново, офигенно, местами экстремально, что советую в любом случае всем, кому важны новые живые эмоции, новый опыт, новое знакомство с собой.

Мое первое восхождение на Эльбрус, 10-18 сентября 2020.

(да, вполне допускаю себе мысль, что будет второе, после подготовки).